Экосреда для участников ВЭД: какие сервисы могут помочь российскому бизнесу

Экосреда для участников ВЭД: какие сервисы могут помочь российскому бизнесуОдной из составляющих экосреды может стать аутсорсинг бизнес-процессов, являющихся головной болью для участников ВЭД

Создавать экосистему призваны обслуживающие рынок ВЭД компании, а участники внешнеэкономической деятельности должны получать в одном месте все необходимые для них услуги как поштучно, так и в составе комплексного пакета.

В нашем понимании экосистема ВЭД — это набор нескольких типов сервисов, в которых нуждаются участники внешнеэкономической деятельности. Их можно разделить на пять следующих направлений.

От таможенных платежей юрлиц до сервиса для физлиц

На первое место, в силу специфики нашей работы, как оператора таможенных платежей, мы поставили платежи: будь то просто таможенные платежи или расчеты между участниками ВЭД, которые охватывают не только вопросы таможенного оформления, но и логистики, складского хранения, складов временного хранения и так далее.

К этому направлению также можно отнести платежи физических лиц, которые на текущий момент в нашей стране специальными сервисами не автоматизированы и не охвачены. Причина — низкая востребованность. В настоящее время небольшое количество ввозных пошлин платится физлицами, так что это скорее вопрос перспективы. Но нужно держать в голове тренд на снижение норм беспошлинного ввоза товаров в России, поэтому сервис в один момент может стать очень востребованным среди россиян.

Обеспечение выручит участников ВЭД

Вторая составляющая экосистемы — блок услуг по предоставлению обеспечения в виде залога, банковских гарантий и поручительства. Они могут быть востребованы среди таможенных брокеров и представителей, владельцев складов временного хранения и магазинов беспошлинной торговли, которые для осуществления своей деятельности должны предоставлять какое-либо обеспечение.

Также обеспечение предоставляется при транзите товаров через территорию Таможенного союза и при так называемой условной корректировки таможенной стоимости — когда возникает спор между участником внешнеэкономической деятельности и таможенным органом о правильности указанной в декларации цены товара. И после корректировки разницу можно внести деньгами или каким-либо иным обеспечением. В том числе гарантией или поручительством.

На данный момент нет такого сервиса, который предоставлял бы системно эти услуги и обеспечивал в них всевозможные потребности участников ВЭД. Поэтому в рамках экосистемы эта услуга должна быть подробно описана и доступна в любой возможном виде.

Не только первоисточник, но и понятная трактовка

Третьим блоком мы видим информационное сопровождение. Например, с помощью новостных ресурсов, которые агрегируют профильную информацию, рассказывают о законодательных изменениях и тенденциях рынка.

Если говорить конкретно о законодательстве, то нужен не просто текст принятых различными органами власти законодательных или нормативных актов, но и качественная трактовка нововведений, а также разъяснение актуальности внесенных изменений. То есть чтобы эксперты могли на информационном ресурсе в любое время предоставить бизнесу выжимку с необходимыми пояснениями. А не просто доступ к первоисточнику, в котором не так-то и просто самому разобраться.

На наш взгляд, необходим ресурс, где можно будет получить пусть и платный доступ к ряду узкопрофильных справочников, которые в настоящее время поставляются лишь на носителях информации.

Комплексные узкопрофильные услуги

Есть еще и дополнительный набор услуг для участников внешнеэкономической деятельности, который на сегодняшний день не систематизировано используется бизнесом. Поэтому считаем перспективным и интересным такие направления, как:

  • Внутрироссийский (дофинансирование поставки на любом этапе сделки) и международный факторинг.

  • Аутсорсинг части бизнес-процессов, являющихся головной болью участников ВЭД.

Например, управление поставкой начиная с контроля за отгрузкой товара за пределами РФ, доставки, помещения для таможенной очистки на склад временного хранения и таможенного оформления товара, заканчивая поставкой непосредственно на склад импортера. Все эти этапы нужно между собой грамотно связать, чтобы не было задержек и перебоев.

Фактически это компиляция услуг. Пока же эксперты в основном предлагают свою помощь по одной или двум услугам. Но нужен аутсорсинг более серьезных вещей, таких как построение логистических маршрутов и их оптимизация. То есть, комплексный аутсорсинг всех процессов или их части тоже будет востребован.

  • Узкопрофильный и в то же время комплексный консалтинг. Чтобы участник ВЭД в одном месте мог получить консультацию по всем интересующим его вопросам — как поругаться с транспортниками, разобраться с таможней, зафрахтовать судно, получить услугу качественного контроля при отгрузке товара с завода или склада, расположенного за пределами РФ.

  • Юридически значимый электронный документооборот. Он был изобретен достаточно давно. Мы на протяжении многих лет подаем документацию в электронном виде в налоговую и таможенную службу.

Однако на данный момент в нашей стране практически нет соприкосновения с международным юридически значимым документооборотом, поскольку правила функционирования систем верификации электронных подписей в России и за рубежом между собой не связаны. Нет единого стандарта, и это не позволяет однозначно верифицировать отправителя.

Наметки есть у крупнейших компаний, которые занимаются данной темой. Но пока никаких продуктов в промышленный оборот еще не выпущено. Не хватает технической проработки вопроса и законодательной базы, которая позволит международные документы признавать юридически значимыми и на территории РФ.

Нужно понимать, что внешнеэкономическая деятельность — это трансграничное движение не только товаров, но и документов. И системная автоматизация подобного рода процессов очень упростит жизнь участникам ВЭД.

Комплексный продукт для участников ВЭД

Пятое направление — некая компиляция всего вышесказанного, касающаяся платежей, вопросов обеспечения, комплексной информации, дополнительных услуг (консалтинга, аутсорсинга). В итоге все эти компоненты должны войти в набор стандартных комплексных пакетов, понятных, предсказуемых и выгодных клиенту. То есть, некий коробочный продукт, предоставляемый в рамках привлекательной системы лояльности.

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

Похожие новости

Возможно, вам тоже понравятся эти новости

Даже если будем на 100% цифровой таможней, без бумажных документов не обойтись

Без возврата порожней тары и потери объема: преимущества перевозки грузов во флекситанках