Это произошло 4 октября 2017 года во время проведения очередного заседания Рабочей группы по вопросам электронного документооборота при ТПП России, которое традиционно проходит в Торгово-промышленной палате РФ.
В работе сессии на тему «Электронное подтверждение ставки НДС 0%. Автоматизация работы с истребованиями документов» приняли участие: заместитель начальника Межрегиональной инспекции ФНС России по камеральному контролю Катяев А.С.; директор Санкт-Петербургского филиала компании «Такском» Барвицкая Е.В.; руководитель группы разработчиков 1С Комацу СНГ Яндараева С.Ю.; заместитель начальника Департамента налоговой политики и методологии налогового учета Полехин Д.М. и заместитель главного инженера Центра фирменного транспортного обслуживания Суродин Ю.Н. (ОАО «РЖД»), а также представители крупнейших компаний.
Открыл сессию и вел ее руководитель Департамента маркетинга и рекламы компании «Такском Зудин В.Ю. Он обратил внимание на важность темы, особенно для экспортно-ориентированных компаний, и пожелал участникам плодотворной работы.
Выступающие рассмотрели тенденции и тренды в электронном администрировании НДС и привели примеры успешной автоматизации подтверждения ставки НДС 0%.
Представитель ФНС России Катяев А.С. рассказал об итогах декларационной компании по НДС за 2 квартал и о системе контроля АСК НДС-2, благодаря которой в 13 раз удалось сократить незаконное возмещение НДС. В программе АСК НДС-2 используется 90 критериев. Это и анализ регистрационных данных, и анализ налоговой системы, и контроль ее бенефициаров, контрагентов и так далее.
Эксперт отметил, что в этом году 10% налогоплательщиков получили требования о представлении пояснений по НДС. Год назад требований было в разы больше, это означает, что отчетность стала более чистой. Сейчас ФНС переходит к точечной системе администрирования НДС и в настоящее время создана единая база, которая позволяет налоговому инспектору осуществлять контроль всех транзакций и сделок любых налогоплательщиков.
Особое внимание спикер уделил ошибкам, которые допускают налогоплательщики в декларациях по НДС. В частности, некорректно отражаются коды видов операций, задваиваются счета-фактуры в книге покупок, не отражается признак актуальности сведений при представлении уточненных деклараций. Для минимизации рисков нужно ввести внутренний контроль по представлению деклараций по НДС, тщательно проверять своих контрагентов, вести с ними электронный документооборот через оператора ЭДО. Следует помнить, что в книге покупок не может быть таких кодов как: 07, 09, 10, 14, 21, 29, 30 и 31.
Говоря об электронном взаимодействии с налоговыми органами, Катяев А.С. отметил, что нужно выбирать тех операторов ЭДО, которые предоставляют наиболее полные сервис.
«Из маленького ручейка электронный документооборот сначала превратился в большую реку, а теперь – в океан», – такое яркое сравнение привела директор Санкт-Петербургского филиала компании «Такском» Барвицкая Е.В., рассказывая об этапах большого пути ЭДО и той глобальной работе, которая была проделана. Она отметила, что всё начиналось с электронной отчётности, затем бизнес стал применять электронные счета-фактуры, ЕГАИС, подтверждать ставку НДС 0% по статье 165 НК РФ, потом – маркировка, сейчас – онлайн-кассы.
Эксперт напомнила, что в 2014 году была утверждена Дорожная карта по совершенствованию налогового администрирования, благодаря которой огромное количество документов было переведено в электронный вид. Бизнес активно переходит на ЭДО. На сегодняшний день структура передаваемых документов в электронном виде следующая: 45% обмениваются между собой электронными счетами-фактурами, остальные 65% приходятся на акты, накладные ТОРГ-12 и другие документы.
Барвицкая Е.В. акцентировала внимание на том, что ФНС работает не с документами, а с данными! И мы должны быть готовы к такому подходу.