Баннеры, прикрывающие старые здания, вместо реконструкции, новая тротуарная плитка без коммуникаций, стадион без благоустроенной зоны – в донской столице пытаются спрятать упущенное время на подготовку к мундиалю. Виной тому стало отсутствие не денег, а грамотного управления.
На городскую среду времени не хватает
– Деньги есть, умения ими распоряжаться – нет, – считает член общественного Совета по вопросам ЖКХ при администрации Ростова-на-Дону Александр Водяник. – Люди просто-напросто не знают, как их использовать. Они привыкли работать во времена тотального дефицита и приучились действовать по схеме упрощения: урезать и минимизировать все, что можно. Современные управленцы привыкли к ситуативной, авральной, а не комплексной работе. Это касается и дорог, и зданий, и благоустройства.
Сразу стоит оговориться, о новом аэропортовом комплексе «Платов» и стадионе «Ростов-Арена» речь не идет: приоритетные объекты будут сданы в соответствии с требованиями. А вот городское хозяйство упустило возможность улучшить инфраструктуру благодаря Чемпионату мира по футболу.
Ранее в планы по подготовке к ЧМ входило создание спортивной инфраструктуры вокруг стадиона, которую думали создать к 2018 году. Сейчас планы отодвинуты на 2020-25 годы. Ранее губернатор Ростова-на-Дону Василий Голубев заявил министру спорта РФ Павлу Колобкову, который осматривал стройплощадку «Ростов-Арены», что в левобережной зоне Ростова спортивный кластер появится только к 2023 году. В него войдут ледовый дворец, обновленная тренировочная база гребного канала «Дон», конноспортивный и гандбольный комплексы. А к Чемпионату мира по футболу, дай бог, подведут к стадиону хорошие дороги.
– Дороги будут – у меня сомнений нет, – рассуждает Александр Водяник. – Но также и нет сомнения, что будет изуродована прибрежная зона, пляжи, возможен скос деревьев и кустарников. Уверен, что будет изуродована часть лесных посадок за стадионом со стороны зоны отдыха, где сейчас рестораны, и понятно, что не будет улучшена улица Левобережная – нет времени. Все это можно было начать делать два года назад.
Эксперт приводит в пример Волгоград, где уже сделан так называемый «футбольный квадрат» – основная зона, где будут находиться приезжие и болельщики. А в Ростове-на-Дону, по его мнению, все разбросано, хаотично, не скоординировано. Это беда управления городом, в котором часто меняются градоначальники, и начатое одним не доводится до конца другим.
– Главное при смене руководства – преемственность. У нас же каждый делает по-своему, от чего теряется время, а сейчас это самое дорогое, – говорит собеседник.
Город наспех латает дыры
Сегодня Ростов-на-Дону лихорадочно пытается восполнить упущенное. Одновременно в нескольких местах ремонтируют дороги, из-за чего в час пик возникают огромные пробки, укладывается тротуарная плитка. Часть этих работ можно было выполнить раньше. Бывший глава Сергей Горбань выложил желто-бордовой плиткой тротуары на нескольких центральных улицах и ушел. Сейчас уже не до эстетики: пытаются обновить плитку хотя бы на Большой Садовой, где она вся пошла волнами. Тротуары обновляют без соблюдения технологии, не думая о коммуникациях, просто «латают», несмотря на то, что потом временную внешнюю красоту придется переделывать.