Импортозамещение может быть эффективным только тогда, когда мы нацелены на экспорт

Импортозамещение может быть эффективным только тогда, когда мы нацелены на экспорт

Если иностранные фармацевтические компании в рамках локализации производства в России остановятся лишь на упаковке, то, по словам Дмитриева, производители будут шикарными упаковщиками, но никогда не станут хорошими фармацевтами или химиками

Об импортозамещении и локализации в фармацевтической отрасли, а также о том, почему излишнее регулирование отрасли госорганами лучше, чем отсутствие контроля.

Я представляю отрасль, которая, наверное, наиболее зарегулирована. И в общем-то неслучайно. Мы выпускаем ту продукцию, которая напрямую влияет на жизнь и здоровье людей. Поэтому где-то порой мы сетуем на то, что вот это регулирование — оно иногда излишнее. Но где-то понимаем, что без него существует большой риск, когда недоброкачественная или неэффективная продукция попадет к пациенту. И, соответственно, будет прямо противоположный эффект тому, какой мы ожидаем, — он напрямую повлияет на здоровье и жизнь человека.

Если говорить об импортозамещении, то мы им занимаемся всегда. До санкций, до тех макроэкономических процессов, которые мы наблюдаем. И основной рынок сегодня внутри России — рынок так называемых дженериков или воспроизведенных препаратов. Поэтому та ситуация, которая сложилась после четырнадцатого года, — она во многом только подстегнула этот процесс. И мы стали относиться к нему более внимательно.

Анализируя ситуацию, поняли, что импортозамещение не должно быть какой-то кампанией. Это должна быть четкая программа. С пониманием того, что импортозамещение может быть эффективным только тогда, когда мы будем нацелены на экспорт. В противном случае будем замыкаться на собственном рынке, а это определенная стагнация.

На сегодняшний день соотношение импорта и экспорта в нашей отрасли, к сожалению, характеризуется цифрами: один к шестнадцати. Итоги прошлого года: экспортировали приблизительно на полмиллиарда долларов, а импорта пришло на девять с лишним миллиардов.

О локализации

Данная статистика может быть не совсем четкой, потому что благодаря стратегии «Фарма-2020» довольно много транснациональных компаний локализовались в Российской Федерации и открыли здесь производственные площадки. Сегодня мы их продукцию воспринимаем как локально произведенную.

Но дело в том, что цикл производства довольно сложный. Особенно биотехнологических препаратов. И крайне важно понимать, на каком этапе препарат получает статус локального. Потому что если говорить о химическом синтезе, то это как минимум три этапа: субстанция, готовое лекарственное средство, упаковка.

В основном те компании, которые пришли на наш рынок, они начинали с упаковки. Но если останавливаться только на этом этапе, то мы будем развивать не фармацевтическую промышленность, а бумажно-картонную! Будем шикарными упаковщиками, но мы никогда не будем хорошими фармацевтами и хорошими химиками!

Поэтому было принято решение упакованную продукцию не воспринимать как локальную как минимум на бюджетных торгах.

Тем не менее отрасль шагнула вперед. Соответственно, мы думаем об экспорте. И об экспорте не только на стратегически важные, традиционные для нас рынки стран СНГ, но и о новых рынках. В том числе — о европейских. О рынках Юго-Восточной Азии. О рынках Латинской Америки. Здесь мы видим перспективы.

О том, что осложняет жизнь фармакологов

Первое — не всегда регуляторные процедуры внутри страны гармонизированы и соответствуют таким процедурам в странах Европейского союза, Японии, США. Это приводит к тому, что мы фактически дублируем многие из предрегистрационных процессов. Это касается клинических исследований, которые достаточно затратные в финансовом плане и длительные по времени. Это касается вопросов подтверждения качества производства. Все это приводит к дублированию и дополнительным нагрузкам.

Второй момент, который для нас актуален, — патентная защита. У нас, к сожалению, маловато опыта по патентованию своих продуктов за рубежом. С воспроизведенным препаратом мы за границей сразу попадаем в условия жесткой конкуренции. А с новым препаратом выходить на рынок страшновато. Потому что мы боимся, что его быстро воспроизведут…

Справка CF

Данное мнение генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев озвучил в рамках бизнес-форума «Экспорт в приоритете: «Как преодолеть барьеры и реализовать экспортный потенциал импортозамещающей продукции», организованного Деловым клубом лидеров импортозамещения.

Основу Клуба составляют более 300 лауреатов и номинантов Национальной премии в области импортозамещения «Приоритет» — ежегодного конкурса, организованного для поддержки и поощрения производителей в сфере конкурентного замещения товаров и услуг.

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

Похожие новости

Возможно, вам тоже понравятся эти новости

Кадры решают все: свыше 70% коллектива имеют выслугу в таможенных органах более 10 лет

Бизнес полюбил НФС: топ популярных нефинансовых банковских сервисов

MENU