Чем Россия может ответить на санкции США?

Чем Россия может ответить на санкции США?

США ужесточают санкции против РФ. В ответ на это в Кремле заявили, что Россия не хочет входить в очередное «санкционное пике». О том, какие именно санкции вводят и есть ли чем ответить на это Москве, рассказывает экономист Дмитрий Прокофьев.

 

Санкции, как они есть

Вчера Сенат США одобрил согласованную еще 12 июня комитетами по банкам и иностранным делам и внесенную лидером республиканского большинства в Сенате Митчем Макконнеллом поправку S.722 о санкциях в отношении Ирана. Вторая глава принятого законопроекта содержит новый пакет санкций в отношении Российской Федерации под названием «Закон о противодействии российскому влиянию в Европе и Евразии от 2017 года».

Теперь законопроект перейдет на рассмотрение палаты представителей конгресса, откуда в случае утверждения отправится на подпись президенту США. По существу закон объединил так называемые законопроекты Маккейна – Кардина (законодательное закрепление существующих санкций) и Крапо – Брауна (значительное расширение секторальных и индивидуальных санкций). Официальная формулировка гласит, что санкции вводятся «за нарушение территориальной целостности Украины и Крыма, наглые кибератаки и вмешательство в <американские президентские> выборы, а также продолжающуюся агрессию в Сирии».

Вероятность принятия законопроекта Конгрессом высока, и, скорее всего, он будет принят подавляющим большинством голосов. Конечно, теоретически Дональд Трамп может наложить на закон вето, но расклад голосов в обеих палатах позволяет легко преодолеть вето президента. Кроме того, попытка противодействия со стороны Белого дома санкционным мерам Конгресса против действий российского правительства будет расценена как свидетельство вовлеченности Трампа и его окружения в закулисные сделки с Москвой.

 

Почему это важно?

Принятый законопроект не только значительно ужесточает санкции в отношении России, но и существенно усложняет процедуру их снятия. Дело в том, что действующий санкционный режим базируется на пяти указах президента Барака Обамы. До вчерашнего дня эти указы могли быт отменены такими же указами Дональда Трампа без обращений в Конгресс США.

Согласно новому закону, в случае если президент США захочет предпринять любые действия по ослаблению санкций и выводу из-под их действия конкретных санкционированных физических и юридических лиц, то он должен будет обосновать такие действия в специальном докладе профильным комитетам обеих палат, у которых затем будет 30 дней на его обсуждение и внесение либо одобрительной, либо отвергающей совместной резолюции (принимаются без внесения поправок и обсуждения на пленарном заседании). Президент может наложить вето на отрицательную резолюцию Конгресса, но это связано для него с серьезными политическими рисками.

Фактически законопроект дает Конгрессу полный блок на снятие или смягчение санкций, введенных «в ответ на агрессивные действия Российской Федерации», как это сформулировано в документе.

 

В чем разница с прежним «санкционным режимом»?

Сразу несколько санкционных пакетов – «крымский», «донбасский», «хакерский», «сирийский», «правозащитный» – теперь совмещены в единый расширенный пакет.

Другое принципиальное нововведение – законодательная привязка «донбасских санкций» к выполнению Россией Минских соглашений 2015 и 2014 годов. Теперь никакой «размен Сирии на Донбасс» невозможен по закону. Чтобы снять «донбасские санкции» необходимо выполнить Минские соглашения, ключевым пунктом которых является восстановление контроля Украины на протяжении всей своей границы.

Есть и еще одно важное новшество. Еще в 2014-2015 годах в США были приняты «Акт в поддержку суверенитета, целостности, демократии и экономической стабильности Украины» (Федеральный закон №113–95 от 3 апреля 2014 года) и «Акт в поддержку свободы Украины» от 18 декабря 2014 года (Федеральный закон №113–272). Действия в рамках этих законов оставались на усмотрение президента США, с формулировкой «президент может». Теперь формулировка изменена на «президент должен».

 

«Финансовый» вопрос

Законопроект существенно расширяет и ужесточает секторальные санкции, распространяя их на новые отрасли российской экономики. Кроме финансового, нефтяного и оборонного секторов предлагается распространить ограничения по привлечению долгового финансирования на предприятия газовой, металлургической, горнодобывающей промышленности, энергетики, железнодорожного и морского транспорта. Конкретный перечень включенных в санкционные списки российских компаний будет, как и сейчас, определять Министерство финансов США.

Срок допустимого предоставления долгового финансирования еще больше сокращается. Для банков он будет составлять 14 дней вместо нынешних 30, для других секторов – 30 дней вместо нынешних 90.

В законопроекте при этом содержится требование и предусматривается юридическая возможность распространить эти ограничения на авансирование экспортных сделок и частное размещение акций (скорее всего, главная цель этих санкций – «Роснефть»). Ограничения по долговому финансированию предлагается распространить и на ценные бумаги суверенного долга РФ (суверенные евробонды и ОФЗ), а это в принципе может иметь болезненные последствия для российского валютного рынка. Параллельно предусматриваются ограничения на операции российских финансовых институтов с федеральными казначейскими облигациями США.

Источник

Похожие новости

Возможно, вам тоже понравятся эти новости

Какие продукты из Прибалтики сейчас везут в Россию?

Сколько будет стоить нефть